Тему «почему Dragon age говно» не раскрыл только ленивый. Поэтому я не буду ничего раскрывать, а раскрою орало пошире и начну жаловаться. Да, именно жаловаться, потому что я слоупок и мне понадобилось почти два года и овер 100500 прохождений, чтобы понять, что именно мне не нравится в этой игре.
И не буду придираться к механике и геймплею, потому что мне до звезды на многие неудобства, если есть по-настоящему годный сюжет и сценарий.
А этого в Инквизиции как раз нет. Игра цепляет лишь в паре моментах, а в остальное же время ты тупо бегаешь по локациям, через раз поглядывая на часы. Но обо всем по порядку.

• Герой
Очередной герой(иня) из серии я-тут-мимо-проходил. Иного впечатления не складывается. И если к Тревелиан вопросов не возникает, то Лавеллан их дохера и больше. Тревелиан и оставим в покое, ибо их ветка выглядит еще более-менее разумной.
Что в Инквизиции забыли Кадаш/Адаар для меня до сих пор остается загадкой. Эти двое – наемник и контрабандист – очень и очень далеки от всех этих церковно-политических дрязг, а уж заставить их добровольно вкалывать на спасение мира – просто абсурд. Конечно, можно придумать для себя отыгрыш роли, где та(тот) самый(ая) Адаар на самом деле – ярый пацифист, который желает мира во всем мире и по печеньке каждому косситу. Но, отталкиваясь исключительно от реалий того же мира, логичнее выглядит именно такое развитие событий, при котором Адаар/Кадаш просто «нанимаются» на службу, а не ведут за собой толпу под лозунгом: «Вперед, Вестник!»
Это логично, в этом есть мотивация ГГ. В исходном сценарии я мотивации не вижу никакой. В конце концов, о смертельном влиянии Якоря инквизитор узнает только, когда гонится за лысым божком.
Теперь о Лавеллан. Фейспалмы я начала ловить уже тогда, когда стала известна причина появления ГГ на Конклаве. Долийцам всю жизнь было до глубокой фени, что там происходит у людей. А тут сама хранительница отсылает свою Первую/охотника чуть ли не за море, чтобы он пару часов посидел послушал, о чем там люди договорятся. Я бы больше поверила во все это, если бы вместо долийца нам дали какого-нибудь шпиона Бриалы чесслово. И опять же, о мотивации.
У хорошего героя всегда должна быть мотивация что-то сделать. Вспоминаем Шепарда из Mass Effect. У него была отличная мотивация в первой игре – поймать Сарена, потому что он убил СПЕКРа. Во второй части у него была мотивация – взорвать базу Коллекционеров, потому что они разоряли человеческие колонии. И это все плавно выливалось в его мотивацию в третьей части игры. Хотя концовку они слили, да.
Возьмем Ведьмака. Ни одно его приключение не начиналось с того, что он просто «мимокрокодил». Он шел тупо зарабатывать деньги/помочь старым друзьям/спасал свою шкуру.

Мотивации у ГГ «Инквизиции» тупо нет. Вся игра строится по принципу:




- У тебя есть метка.
- Ок.
- Теперь ты Вестник.
- Фига себе. Ок.
- Иди туда и убей сто баранов и Корифея.
- Сто баранов много. Ок.


• Сопартийцы и НПС.

Ни первые, ни другие не цепляют совершенно. Любимая многими Лелиана к третьей части сильно потеряла в баллах и уже откровенно приелась. Жозефина – красивый предмет интерьера. Кассандра – вечно недовольный символ стойкой женщины, но практически никому не интересна. Каллена изуродовали до безобразия во славу фансервиса, сделав его блондинистой версией Аленко.
текст текст текст
Что касается сопартийцев.
Мадам Вивьен. Честно пыталась вспомнить о ней хоть что-то вразумительное, но в голове вертелась лишь облагороженный вариант Фиш Муни из «Готэма». Возможно, персонаж и был довольно интересен на стадии разработки и написания, но в итоге получилась та самая садовая овсянка, которую лучше держать в тени.
Сэра. Самый раздражающий персонаж, как по мне. Слишком громкая. Слишком шумная. Абсолютно бесполезная как в пати, так и для инквизиции в целом.
Блэкволл ака Том Ренье. Мое самое большое разочарование. Персонаж получился скучным и абсолютно не цепляющим. И даже надуманная трагедия с разоблачением вызвала скорее некоторое удивление, чем эмоциональный всплеск. Зачем изначально представлять персонажа как серого стража, если он таким не является? Ради интриги? Да понакостылять вам пиратскими дисками да по причинному месту за такую интригу.
Бык. Если честно, то Бык до сих пор вызывает у меня некоторые смешанные чувства. И даже то, что его сделали ЛИ для главного героя, не смогло переломить мое исключительно платоническое отношение к кунари/тал васготу. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что из Быка мог бы выйти неплохой такой «Варрик» для Инквизитора. Он умен, у него нет специально навязанной личной драмы (история с кораблем выглядит очень органично в обоих вариантах развития) и я честно очень переживала, когда он внезапно сдал меня той бешеной кунарийской бабе.
Солас. Этот лысый перец разбил не одно женское сердечко. А все почему? Знаете, я долго думала, кого же Солас мне напоминает. Ответ пришел неожиданно, во время прочтения работы Смертничка, где Андерс вовсю слэшил Себастьяна. Короче, если бы первый смог заебать второго до ребеночка, то плод «любви» получился бы ушастым, лысым и с определенными способностями к магии.
Я бы не сказала, что Солас мне не нравится, совсем нет. Но если бы его вдруг выпилили из основной игры, оставив ошиваться у ставки командования, то ничего бы не изменилось. Да, так можно сказать про большинство героев, но у самого Соласа во всей этой игре роль куда более масштабная, а прописан он так, будто перед нами очередной НПС.
Возможно я зажралась, но я не увидела в нем главного антагониста четвертой части. Скорее – более прокаченный вариант Затриана.
Коул. Коула я люблю. Коул молодец. Он наш местный Морган Фримен, к нему претензий нет.
Варрик. Вот к кому вопросов нет совершенно. Это тот гном, который скрасит любую пати. Хотя, порой я ловила себя на мысли, что мне до сих пор отчаянно недостает грубого Огрена с его боевым топором.
Дориан Павус. Приятный. Забавный. Ненавязчивый. Биовары умеют делать заднеприводных, ничего не скажешь.

Что касается НПС. Мне до усрачки понравился Крэм. Довольно интересный персонаж с охренительной историей, к тому же – первый тевинтерец не-маг (лириумномодифицированный Фенрис не в счет), которого мы встретили и который не попытался нас убить. В пати он вполне бы мог заменить Сэру. Минус очередная независимая лезбиянка – плюс транссексуал с большим прибором (меч, кажется?). Не могу не сказать о Нитке Хардинг – разведчице инквизиции, которая – черт возьми! – горяча как свежеиспеченный пирожок с клубникой. Если бы у меня был выбор, кого оставить в пати, за чьей историей мне было бы интересно наблюдать, кого (прости господи) я бы хотела затащить в койку, то ответ был бы один – Хардинг! И мне чертовски жаль, что биовары так херят своих сильных персонажей и проталкивают откровенно слабых. А если пытаются протянуть персонажей неплохих, то безбожно их портят (вспомним Андерса. И забудем).
За свою туеву хучу прохождений я успела поиграть всеми расами, классами и представителями обоих полов.

• Сюжет.

Что есть у хорошей истории?
У хорошей истории есть начало, середина, кульминация и конец. Помимо этого, у хорошей истории, есть два типа противодействия: внутреннее и внешнее. К чему я это все?
У Dragon age 3 хреновая история.
Начало у истории было неплохим. Тут все вроде как ровно и логично. Есть завязка – взрыв на Конклаве. Есть обоснуй создания Инквизиции. Есть даже что-то вроде главного злодея и макгаффина в виде этого самого Якоря. Начало у игры затягивает, первые минут пятнадцать я носилась по игре с круглыми глазами, жадно поглощая информацию и повизгивая от восторга: «Варрик! Это же Варрик!».
А потом Кассандра основала Инквизицию, и моя Лавеллан такая: «Окааай. Я долийка из Вольной Марки, я тут вообще не при делах, но у меня на руке вот эта светящаяся хрень, так что я вам помогу по доброте душевной!». И тут у меня впервые нервно дернулся глаз. Возможно я придираюсь, но я не думаю, что разработчики и сценаристы сильно бы обломались, если бы добавили в диалоге ветку по типу:
- «Да пошли вы ****. Я домой»
- «Стража. Отрубить ему руку»
- «Стопе. Стопе. Я передумал!»

Я смахнула слезу, вспоминая, как в первой драгонаге мне давали возможность послать Дункана лесом, пускай и чисто номинально. Смахнула и – забыла.

Второй момент, который меня сильно покоробил – это навязчивая драма. Драмой пропитана вся игра от начала и до конца. Куда ни сунься – везде горе, слезы, сопли. Конечно, чего еще ждать от сюжета, где – на минуточку так – конец света как бы. Но!
По ходу прохождения, мне невольно приходилось сравнивать между собой первую и третью части игры. Сюжет обоих игр был незамысловат, но оттого и понятен. В обеих частях есть большой и страшный враг (Архидемон/Корифей), есть главный Герой (СС/Инквизитор), есть спутники и целая прорва народа, которые вроде как готовы тебя послать «найух», но ты все равно им помоги. В обеих играх есть та самая сюжетная драма, которая помогает осознать, насколько все плохо.
Но если в первой части эта драма подается порционно и вроде как само собой разумеющеюся (вспомним хотя бы первый сон о Архидемоне и реакцию Алистера, который говорит нам: «Ничего, дружище. Так бывает. Так надо. Это твое проклятие»), то в Инквизиции нас тычут в эту драму носом с криками: «Посмотри, посмотри, как все пло-о-охо! Ты Инквизитор, ты должен всем помочь!»
Для повышения накала сценаристы готовы буквально раздирать неплохих героев на части, вырывая им мозг по кусочку. Для нагнетания драмы нам показали «несчастных дцпшных магов, которые легко согласились на рабство у тевинтерцев», для выжимания слезы нам подсунули «умственно отсталых храмовников», которым, видать, в глотки этот красный лириум совали. Но проблема в том, что лично у меня, все эти сюжетные ходы не вызвали ничего, кроме раздражения и откровенной неприязни к некоторым личностям.
Каждый квест в DAO был пропитан тем молчаливым отчаянием, который ощущался от начала и до конца. Глубокое личное противостояние и внешний кризис переплетались, утягивая за собой, предлагая взглянуть на ситуацию с разных сторон. Все помнят неудачливых долийцев и их хранителя, который отомстил людям и искусственно продлил себе жизнь, многие знали наизусть считалку несчастной Геспит, которую бросила любимая женщина. Личные квесты сопартийцев были не проходным материалом, а еще одним инструментом, чтобы глубже проникнуть в этот мир.

В DAI я могу вспомнить всего пару историй, которые смогли меня зацепить.
Во-первых, это личный квест Быка. Я уже говорила, что в нем все очень гармонично и, признаться, радует глаз. Мне очень понравилась как подача, так и последствия этого выбора. И реакция Быка, которую сценаристы смогли очень хорошо описать. Я порадовалась.
Во-вторых – момент с бывшим хозяином Кальпернии. Я основательно помучалась, решая его судьбу. Очень жаль, что наткнулась я на этот квест совершенно случайно. Надо было чаще подниматься к Лельке.

Третий момент, который меня привлек, но совершенно в отрицательном плане, был ход с Серыми Стражами. Весь этот квест от начала и до уровня с Тенью я проходила с выражением «рукалицо». Скажу честно, меня просто выморозил обоснуй, который сценаристы придумали для серых. Конечно, люди на то и люди, чтобы совершать ошибки, но – бляха муха – чтобы древний орден, призванный бороться с порождениями тьмы, стал одному из этих порождений помогать, потому что испугались зова… Зова, млять. Я бы больше поверила в то, что повернутая на власти Кларель (просто представим) продалась с потрахами и решила заделать свою империю в империи.

• Главный антагонист и серый кардинал.

Хочу жаловаться на Корифея. Могу жаловаться на Корифея. Буду жаловаться на Соласа.

Мне недодали главной угрозы человечеству. Большую часть игры мне было интереснее менять интерьер Скайхолда, чем дойти до эпичной битвы с Корифеем. Возможно потому, что мою ГГ уже эпично потрепали в Убежище и я уже не ждала, что что-то эту битву переплюнет. А может потому, что мужик в юбке не вызывал у меня такого животрепетания, какое вызывала та же самая Мередит в финале второй части.
Не было у Корифея той харизмы что ли. Не было ощущения, что вот – сейчас миру придет тотальный крындец. Он пафосно хмурил надбровные дуги, плевался и размахивал руками, но на выходе – пшик!..
Хотелось бы увидеть хоть одно доказательство могущества нашего главного злодея. Память у ГГ отнял Кошмар, лириум растил Имшэль, армию вел Самсон и т.д. Корифей же отличился только тем, что проебал сферу, которую буквально подарил ему Солас.

Теперь о Соласе. Я уже говорила, что можно было бы запереть его в ставке командования и изредка забегать, ничего бы не поменялось. Даже роман, который бы мог получиться самым сочным и насыщенным за всю историю DA, оказался куцым и пресным. Две-три сцены, никаких дополнительных опций для ЛИ.
И – нет. Я не хочу расширенного симулятора средневековых свиданий. Я хочу сюжет, который как бы должен был завертеться в результате этого «романа». А в итоге получается, как в том комиксе:
«Солас, не уходи! Я люблю тебя! Ты страшный, лысый и разговаривали мы всего два раза, но… Я люблю тебя, Сола-а-ас!»
Но я отвлекалась от сути своего нытья. Мне недодали вселенского зла. И даже Солас, который «большой и старый серый волк» меня не впечатлил. Он хорош, не спорю, но только в качестве того самого проходного злодея, который убивается во втором акте, сразу после покупки новых занавесочек в Скайхолд. И это косяк сценаристов, как по мне. Его сделали слишком человечным, слишком похожим на того-самого-парня-ну-вы-поняли. Да, создатели хотели, чтобы мы прониклись персонажем, подвести нас к очередному моральному выбору, показать, что «все не так, как кажется». Но для этого Соласа необходимо было раскрыть, чего в игре не сделали. Да, мать вашу, я о Огрене знаю и сопереживаю ему больше, чем этой ушастой версии Андерса.



• Лейтмотив

«Перемен требуют наши сердца!» (с)

Мне одной показалось, что главная тема игры не Корифей и его жажда мирового господства?
С самого начала каждый встречный-поперечный втирал мне, что все плохо и надо что-то менять. Кассандра со своими Искателями и Церковью, Каллен со своими храмовниками, Солас со своей эльвенглори, Дориан со своим Тевинтером… продолжать можно бесконечно. Одна Лелиана порадовала – у нее все плохо, как всегда.
Так сделали бы игру про это. Политическая интрига мне бы зашла куда лучше, чем очередное спасение мира.
Необходимость перемен нам навязывают с ослиным упорством, приправляя всю эпопею той самой драмой, которой я уже писала выше. О чем я, собственно, говорю?

Возьмем тех же храмовников. Этот орден я искренне люблю, практически так же остро и люто, как и серых стражей. Две игры нам втирали, какая на них лежит ответственность, как они могут быть самоотвержены и порочны. Показали со всех сторон, как с хороших, так и с плохих. И где-то вскользь упоминали, что некоторые из них могут стать «излишне зависимы» от лириума. Да фигня. В отделе по борьбе с наркотиками тоже есть свои наркоманы, это пороки системы. А тут «внезапно» выясняется, что все храмовники – это наркоманское спецподразделение церкви, чтобы магов прессовать. Для убедительности еще и Каллена подсовывают, который героически борется с зависимостью, ибо эта система себя изжила. А если мы не согласны с этим, то в конце нам показывают эпичную картинку, где тот же самый бородатый и тощий Каллен – беззубый почему-то – побирается на новую дозу.

С церковью, искателями, магами точно та же бадяга. Стражей дискредитировали как только смогли. Магов выставили тепличными цветками без всяких зачатков чувства самосохранения, зато с выдающимся стадным инстинктом: «Все пошли и я пошел».






____________________________________________________________________


К чему я это понаписала. Во-первых, я жаловалась. Имею право, мой дневник – мои сопли. Во-вторых, хотелось бы просто понять для себя, какой я хотела видеть игру и почему я настолько разочаровалась.
Я хотела игру с продуманным сюжетом не на уровне писателя-графомана, который решил пофантазировать на тему мрачного фэнтези (коим DA уже давно не является).
Я хотела того, что нам обещали: открытый мир, интересных, глубоких и продуманных персонажей, которые бы вписывались в этот мир, и историю. Историю достойную мира Тедаса, которая держит в напряжении все прохождение от вступительной музыки до финальных титров.
Я хотела бы главного злодея, который показывает нам свою мощь, а не рассказывает о ней, демонстрируя гольфы в полоску.
И – черт возьми – я хочу нормальных спутников для своего ГГ, а не солянку из фетишей сценаристов!

Fin.